Отчет со сплава по Чуе и Катуни в 2018 г.

День 1:

Приехали на место рано утром, примерно часов в 6. Выгрузившись, сразу разбили палатку, чтобы поспать. В машине толком это сделать не удалось. Примерно часов в 9 началась подготовка к сплаву: надувались рафты, натягивалось снаряжение, разбирались весла. После небольшого инструктажа, начали сплав по Чуе. В первый день серьезных порогов не было, поэтому сплав проходил достаточно спокойно. Разочаровал неожиданно нахлынувший дождь с градом. Его мы пережидали на берегу. Через некоторое время он закончился. Вообще в горах погода очень быстро меняется, 30-ти градусная жара может за 5 минут смениться холодным ливнем с порывистым ветром и наоборот. На стоянку прибыли достаточно рано. Хороший сон под открытом небом помог скоротать время. Ближе к вечеру удалось немного прогуляться по местным окрестностям. Недалеко от места стоянки прям из горы вытекает небольшой водопад, высота его примерно 300-400 метров, весьма красивое зрелище. Вода кристальна чистая. После ужина я пошел спать. Отсутствие нормального сна за предыдущие два дня давало о себе знать.

День 2:

Утро встретило нас большими тучами и все шло к дождю. После завтрака, который больше напоминал обед, отправились дальше по реке. Дождь не заставил себя долго ждать и хлынул с большой силой. Когда подошли к первому серьезному порогу "Бегемот" дождь закончился. Перед порогом все выгрузились на землю и пошли его осматривать. После осмотра стало ясно, что проходить его опасно, т.к. вода поднялась, и было решено рафты перенести по берегу. Сначала подняв его на немаленькую горку, потом спустив его вниз. Далее шли менее сложные пороги, которые мы проходили с ходу. К этому времени погода разгулялась и лагерь мы ставили при солнечной погоде. Через некоторое время походный ужин с горячем чаем и ночные посиделки. Вечером приехали местные жители и предложили барана за 2500 рублей. Мы, естественно, согласились. Готовить его решили завтра. Когда стемнело опять пошел дождь, который уже стал надоедать. Несмотря на дождливую погоду, руки мои уже успели подгореть и дальше было хуже. Через пару дней я уже снимал первые слои.

День 3:

Подъем примерно в 9 часов, затем завтрак, он же обед и в путь. Сегодня нас ждал каскад из двух порогов четвертой категории сложности "Турбина" и "Горизонт". С нами шел четырех местный рафт. Незадолго до порога двое из него выпали. Один успел доплыть до берега до порога, второй проходил его на спасжилете. Потом его пришлось догонять и вылавливать катамараном. Перед прохождением порогов, снова припарковались к берегу и пошли на осмотр. После того как стало понятно как их проходить, двинулись в путь. После порога нас страховали на каяке и катамаране, на случай, если перевернемся или кого-то смоет. Рафты порог проходили по очереди и ни у кого проблем не возникло. С Горизонтом тоже прошло все хорошо. К вечеру вышли к устью реки и привал был сделан уже на Катуни. Часть группы пошла на реку Башкаус и барана они так и не попробовали, а он получился на славу. Названия этому блюду я не знаю, но что-то вроде барана в собственном соку. Мясо барана томиться на медленном огне с большим количеством лука.

День 4:

В этот день по плану был запланирован день отдыха, но инструктора решили ехать дальше. Решение абсолютно верное, делать особо на этой стоянке было нечего. В отличии от Чуи, пороги Катуни по большей части состояли из шивер. Их прохождение мне больше понравилось, рафт сильно подбрасывает на шиверах, а тебя окатывает водой. Через некоторое время цивилизация оставила нас и мы поплыли вдали от нее. Все оборудование и снаряжение шло с нами в рафтах. В середине дня к нам присоединились еще два рафта с группой, которая завершила пешую часть маршрута. По Катуни уже шли вместе. Всего 4 рафта. Несмотря на отсутствие цивилизации, на берегу встречались небольшие группы туристов. Некоторые из них кричали, чтобы мы сделали бабочку. "Бабочка" - это когда рафт раскручивается, а потом весла поднимаются вверх. Один рафт все таки удовлетворил потребности туристов. Стоянку сделали на живописном песчаном берегу. По двум сторонам берег закрывали горы с хвойным лесом у подножия. Между ними текла небольшая речка с чистейшей водой. Если забраться немного повыше, то открывается чудный вид. Вечером ужин и традиционные ночные посиделки. Иногда сам удивляешься как подбираются люди в группы. Вторая группа, которая присоединилась сегодня днем, была гораздо спокойнее и дисциплинированней. После ужина сразу спать. Уходя, пожелали нам спокойной ночи. На что мы им самим пожелали спокойной ночи. И не зря пожелали, ночь у них получилась не спокойная из-за нас. Ближе к 3 часам ночи, когда стали петь песни, они не выдержали и попросили нас разойтись. Мы, как культурный народ, разошлись по палаткам, все таки утром рано вставать.

День 5:

Сегодня нас ждал один из самых интересных двух каскадный порог Шабаш (4 к.с.). Перед ним мы высадились и пошли осматривать. Порог представлял из себя мощный поток воды с большими шиверами. 3 рафта его прошли без проблем. Четвертый перевернулся и пришлось из воды вылавливать людей, весла, тапочки и крема от загара. Немного впереди было интересное место. В самой глуши был организован фесто. Туда съехались люди из разных концов планеты. Дорог там нету и добирались они как могли: по воде, пешком, на лошадях. Учитывая, что скоро будет затмение, то народу собралось там не мало, а на пляже полно нудистов. Часть рафтов остановились на берегу, чтобы зайти в магазин, но все было напрасно. Вся эта толпа абсолютно все смела с полок. Еще дальше по течению, то же рафт, который перевернулся, сел на камень. Двоих смыло и пришлось опять собирать людей, весла и тапочки. Остановились мы на еще одном живописном берегу у подножия горы, на которую можно будет забраться. Вторая группа сегодня поступила умнее. Они разбили свой лагерь примерно в 50 метрах от нас. Благо берег это позволял. Недалеко от пляжа текла горная речка с кристально чистой водой. Вообще таки речки были не редкость в этих местах. После обустройства лагеря, ужин и, традиционные, ночные посиделки.

День 6 (дневка):

Сегодня день отдыха, отдыха от воды, но на гору обязательно нужно было забраться. Заодно и наскальные рисунки посмотреть. Лезть на гору достаточно долго, приходилось делать большой крюк, в поисках более менее пологого склона. Но и это не сильно облегчило нам жизнь. Весь склон усеян низким колючим кустарником и, через некоторое время, ноги были все в царапинах. Кроме того палящее солнце выбивало из сил. Сама гора высотой примерно 700 метров. Наши страдания были не напрасны. С такой высоты открывается потрясающий вид и вся усталость моментально ушла. Спускаться было гораздо легче и быстрее, гравитация нам сильно помогала. Все это мероприятие заняло примерно пол дня. Остальная часть дня была посвящена дуракавалянию. А вечером началось самое интересное. Походная баня. Раскаляются камни до красна и потом накрываются шатром. Эффект потрясающий. Камни держались заходов 20 и парило хорошо. После бани традиционные посиделки.

День 7 (последний):

Сегодня нас ждали два порога. На последнем обещали перевернуть рафт. Очень хотелось экстремально покупаться, а не просто прыгать с рафта. Первый порог очень быстрый с большими бочками и воронками. При его прохождении лучше держаться крепче иначе можно вдоволь воды нахлебаться. Такие воронки так просто не отпустят. Большие потоки воды устремляются в щель шириной 25 метров. В результате создается мощнейший поток. После прохождения порога остановились на берегу, чтобы попрыгать со скалы. Высота примерно 8 метров, но на верху кажется, что гораздо больше. Когда стоишь на краю высота не сильно ощущается, а когда летишь, кажется, что под тобой пропасть. Лично мне понравилось сигать с такой высоты. На следующем пороге (не очень сильном) с нашего рафта смыло одного человека. Секунды 2-3 его не было на поверхности воды и это заставило поволноваться. Потом, потянув за весло, его вытащили из-под рафта. Водички катуньской девчонка немного хлебанула. Переворачиваться вместе с нами она уже не захотела и ее пересадили в соседний рафт. Непосредственно перед порогом мы все уже были в предвкушении купания, но... Той бочки, на которой рафт должен был перевернуться, не было. Вода немного ушла и порог изменил свой характер. Раздосадованные мы поплыли дальше. Недалеко от причала на берегу была небольшая группа туристов. Они нас хорошо повеселили танцами на пляже, исполненными специально для нас. На берегу нас уже ждали машины. Быстро перекусив и собравшись мы сели в машину и поехали на базу. На базе банька, ужин и отъезд в Барнаул. Переезд был ночной.